С жерлицами на лесном плесе

С ЖЕРЛИЦАМИ
Этой зимой мне выпала довольно свободная от всяких хлопот семь дней, которую я планировал, конечно, посвятить рыбалке. Было только одно затруднение — следовало заблаговременно определиться с тем, какие снасти забрать в путь? Практически до последних минут меня терзали сомнения. С одной стороны, из-за продолжительных оттепелей лед сошел не только на реках, но и стал ненадёжным на многих стоячих водоемах, с другой — оставшиеся ледяные закраины имели возможность серьёзно осложнить спиннинговою ловлю. Я хоть и не привык пасовать перед трудностями, которые иногда сопряжены с рыбалкой, но все же желал мало комфорта. Как назло, еще и разведданные с мест грядущей ловли были противоречивы: одни убеждали, что из-за остатков льда спиннинговать не оказаться, другие пугали тем, что лед не сильный даже на прудах, и выходить на него запрещено. Я был расстроен и запутан . Это ж нужно — межсезонье среди зимы, как раз на новый год и рождество! Довольной смотрелась только родня — дескать, сейчас некуда не убежит, посидит дома в семейном кругу. И все же портфель с жерлицами и кану с живцами я в поезд прихватил.

Утро первого дня после приезда решил посвятить разведке мест, где шансы удачно поохотиться за щукой были велики, и где, вообще, возможно было сохранять надежду выйти на лед. Но результат не утешил — более-менее обычный лед стоял только в глубине нескольких речных заливов, где, по моему точке зрения, щуке нечего было делать. Да и следы, покинутые браконьерскими сетями, ничего хорошего не сулили. В общем, осознал, что на речных заливах дела не будет, и после обеда решил попытать успех на одном из участков ветхого речного русла Псел.
Тут достаточно глубоко (до 6 метров), на дне множество коряг, а береговая линия вся поросла кустарником и деревьями. В первый раз я тут побывал лет двадцать назад, ко мне меня влекли воспоминания о тех днях. Я не помню, чтобы когда-либо тут удачно отловился… Что если сейчас?..
Негромко, уединенно. Пару послеобеденных часов пролетели, как мгновение. Немыслимой красоты пейзажи родных мест радовали душу. Разве что одно «но»… Я не получил ни единой поклевки: что на жерлицы, что на мотыля. По рыбе был полнейший провал. А когда я ехал обратно по одной из ледяных лесных тропинок, то переоценил собственную возможности протектора и технику вождения колес мопеда — в следствии чего в полной амуниции смачно упал в лужу, покрытую тоненьким льдом. Наряду с этим кана с живцом тут же перевернулась и открылась, а бойкие карасики, так и не пострадавшие от щучьих зубов, выскочили в лужу — громадную и глубокую.
А в это же время, это было 1 января 2014 года. Более «успешного» старта нового рыбацкого сезона я и предположить не имел возможности. Но не проигрывает только тот, кто не играется. Почистил вещи, привел в порядок транспортное сред ство, кану заполнил новыми живцами. Я опять готов.
Следующим местом, где я все же рассчитывал поймать «успех за хвост», стал плес маленькой речушки Грунь-Ташань. Практически на всем собственном маленьком пути она имеет ширину 10-15 метров, и для ловли пригодна разве что весной, в другое время — это целые водоросли. Но имеется один участок шириной под сотню метров, а длиной больше километра. На нем я сейчас и был. В собственной жизни я тут рыбачил в один раз. Ноль поклевок на двоих с товарищем — таков был результат той рыбалки. Но, сейчас всё равняется должно клевать лучше, чем день назад — хуже легко некуда. Для начала, действительно, необходимо выйти на лед. Долгая оттепель, малость проточная вода — могло быть всякое. Но, к счастью, лед держит, его толщина даже около 10 см. Первый шаг к победе сделан.
С ЖЕРЛИЦАМИ
Примерный рельеф дна осознать выяснилось несложно. У берега целая стенки камыша с глубиной около метра сходу рядом с ней. В десяти шагах дальше начинается плавный свал в русло, где глубина уже около трех метров. С местом ловли я мудрить не стал — выбрал тот участок, где вышел на лед. Ходить по незнакомому плесу и угодить в промоину над родником не хотелось. Где ставить жерлицы в таковой ситуации? Точно не знаю. Но, как мне думается, вариантов не так уж и довольно много.
Первое, что приходит на ум — расположить снасти около стенки камыша. Метровая глубина, по моим наблюдениям, уже в полной мере может считаться приемлемой для успешной рыбалки. Ориентироваться по камышу — самая несложная, но вместе с тем и, быть может, самая надежная тактика. Плюс в том, что легко выяснить место установки снасти, практически в любое время возможно рассчитывать, что какое количество-то щук в камыше все же стоят. Минусы: неизбежно часть поклевок завершится зацепом за камыш и утратой рыбы; особи, обитающие в том месте, редко бывают трофейными. Второй вариант расстановки жерлиц предполагает ориентир на границу русла и прибрежных участков. Не необходимо быть гением в рыбалке, чтобы осознавать — края русла в любое время (и тем более, сейчас) хищнику очень занимательны, имеется смыл тут его и поджидать. И ещё остаётся облов самой глубокой, русловой части плеса. Так как зима — как раз то время, когда кормовая рыба (а вместе с ней и хищник) ищут глубокие и спокойные места. Но на Грунь-Ташане о стремительном течении и обращение заводить не следует — практически везде вода стоячая.
В общем, взвесив все за и против (на продолжительные раздумья времени у меня не было), я остановился на первых двух вариантах — русловая бровка и камыш мне казались более предпочтительными. Решено — сделано. Пару жерлиц поставил в двух метрах от камыша, остальные маленькой змейкой установлены по краю русла.
Спустя полчаса я уже четко воображал рельеф дна, потому, что мормышкой успел проверить под два десятка лунок. Выставился, наподобие, верно… Чуть подожду, и в случае если щука себя не покажет, буду переставлять. Жерлиц мало, а мобильность я обожаю. Время пошло…
Иногда добывая окуньков на мормышку с мотылем, я открыто начал скучать. В этот самый момент пружина одного из моих флажков, смачно щелкнув, выпрямилась. Катушка радостно закрутилась, я приготовился к вываживанию. Так тащить может и шнурок, так что я не обольщаюсь… Бережно подхожу к жерлице, не обращая внимания на переполняющие эмоции, шагаю негромко — испугать
щуку несложнее несложного. Катушка остановилась и с 60 секунд не двигается. Второго спурта решаю не ожидать, отставляю жерлицу в сторону и медлительно выбираю излишек лески.
Использую я небольшой, но весьма цепкий тройник Vanfook и поводок из флюорокарбона на следующий день диаметром 0,35 мм. Выбирая леску, все ближе и ближе чувствую рыбу. Да! Подсекаю. Имеется! Пройдя пару метров, соперник осмелел и сделал маленькой, но весьма резкий рывок — было нужно дать леску без промедлений. Но я уже осознал, что это очевидно не трофей. Перед лункой щучка упиралась здорово, но вот она и на льду. В ней приблизительно 1,7 кг. А до тех пор пока я доставал из каны живца, состоялась еще одна поклевка. Сработала соседняя жерлица, что стояла рядом с клюнувшей.
С ЖЕРЛИЦАМИ
Снова катушка бодро отдает леску, но в какой-то момент останавливается. По накатанной технологии, выбрав излишек лески, подсекаю. Опять имеется! Эта щука (вторых вариантов тут нет) заметно больше прошлее. Рывки всё замечательнее. В какой-то момент я даже заметил в чистой воде массивное белесое тело, пронесшееся в метре-полутора от лунки и опять скрывшееся где-то в глубине. Сразу после поклевки щука направилась в сторону русла, сейчас же она стремилась к берегу, где было довольно много водорослей и, быть может, коряг. Её спурт был достаточно продолжительным, я не сомневался — щука совсем близко от спасительных для нее камыша и травы. Внезапно она остановилась и достаточно легко отправилась к лунке. Через 60 секунд я опять заметил щуку. Пасть закрыта, тройник где-то глубоко внутри, флюорокарбоновый поводок выглядывает в паре сантиметров от соединения с главной леской, но основное — щука не пролазит в лунку, проделанную буром 130 мм. Нет, конечно, в случае если багром, а позже разбурить лунку побольше, то все может оказаться, но багор я оставил в стороне, а пешню и вовсе не брал. В сердцах ругаю себя за халатность.
Но делать что-то необходимо. Принимаю ответ — покинуть щуку в свободном плавании и сбегать за буром и багром. Пять секунд, и я снова с трепетом берусь за леску — на месте ли мой трофей? Тяжесть куда больше, чем минутой ранее. Сомнений нет — щука зашла в траву, и я сейчас ее совместно со всем этим «добром» обязан подтащить к лунке. На удивление, это удалось без особенных неприятностей, но еще 60 секунд три пригодилось, чтобы добраться до самой рыбы, выпутывая ее из водорослей. А когда я уже планировал пустить в движение багор, щука быстро мотнула головой, покинув мне только обрывок лески. Да уж!.. По моим расчетам, было в ней никак не меньше пяти кило, в противном случае и больше. Вот тебе и неприметный лесной плес!
И хоть ловил я легко для души, груз ответственности за результат меня не давил, но второй раз подряд в новом сезоне терпеть фиаско не хотелось. Трофей я потерял очевидно по собственной халатности -лунку сделал мелкую, багор забыл, поторопился в конце вываживания. А ведь знал же, что поводок, точно, посечен и утратил в прочности.
Еще отметил для себя, что первая поклевка произошла в 11:15, а вторая в 11:20. И в том и другом случае сработала бровка. Я больше не ожидал — переставил те пару жерлиц, что до недавнего времени стерегли щук около уреза камыша, к краю русла. А спустя двадцать минут взлетел и третий флажок. Уже по стандартному сценарию леска стала скоро уходить, а в то время как остановилась, я выполнил подсечку. Увы, сейчас на крючке было пусто. Холостые поклевки на рыбалке еще никто не отменял, какая бы снасть ни была.
Пора было планировать к себе. Дела… Я успел получить пару поклевок, что-то поймал, на этом сейчас и закончим. Основной результат — выяснено место рыбалки на завтра.
Все по замыслу. Два часа до восхода солнца, гололед, 20 км лесной дорогой на третьей передаче. Весьма долго ехал, но, наконец, я опять на своем лесном плесе. Жерлицы расставляю по вчерашнему принципу — только на протяжении бровки. Не смотря на то, что осознаю, что раз щука охотится на бровке, то стоит она и на русле. Да и, наверное, рано я закрыл тему с обловом стенки камыша. Но решил не распыляться — буду ориентироваться до тех пор пока на вчерашние места.
Сейчас первую поклевку ожидать было нужно не так продолжительно, как день назад. Не в начале двенадцатого, а в половине девятого утра пружина щелкнула, и флажок гордо выпрямился. Еле сдерживая себя, чтобы не пуститься в бег при виде сработавшей снасти, я с опаской приблизился к жерлице, дождался, пока леска остановится, стал на колени, отставил снасть в сторону и стал медлительно выбирать леску. А в то время как почувствовал контакт, быстро подсек. Щука (кто же еще?) сопротивлялась недолго, и совсем не так долго осталось ждать запрыгала на мокром льду. Было в ней приблизительно 1,2 кг.
Сейчас я обратил внимание, что рыболовы, которые недалеко тоже ловили на жерлицы, до того скучавшие в сторонке, пару раз подбегали к своим снастям. Я даже видел, как одну рыбу они вытащили. На мой взор, были нарушены практически все каноны жерличной охоты. Судите сами: громадный дядька, заметив «загоревшийся» флажок, начал бежать в его сторону; передвигался он не через чур скоро, но даже в моих лунках от этого галопа вода выплескивалась. А дальше этот рыбацюга легко
схватил жерлицу, а не леску, и направился в противоположном от лунки направлении. Я с удивлением замечал, как щука где-то на кило весом, подобно окушку, вылетела на лед а также проехала по инерции пару метров. Такого жёсткого вываживания я раньше не видел. Но результат достигнут. Что тут сообщишь?..
Минут через десять у меня случилась еще одна поклевка, и я извлёк маленького щуренка. Сейчас я уже не сомневался — это щучий выход. Но, закончился он достаточно скоро. Финальным аккордом стала поклевка ровно в девять утра на дальней жерлице, где я нашёл только порезанного живца — щука тройник миновала. Так, пока что все самые занимательные события уместились в каких-то полчаса. Но я знал, еще должно клевать с 11:00 до 11:30. По крайней мере, день назад было так. Обождав где-то с полчаса, я дотянулся удочку с мормышкой и насадил мотыля. Половлюка я окуньков… Пару окуней чёрной окраски, обитающих над торфяным дном, я забрал сходу, но на этом в тех лунках, что я бурил около жерлиц, все и закончилось. Сместился в сторону, и в том месте еще поймал пару окуней. Те очевидно не были стайными — с одной лунки (далеко не с каждой) удавалось поймать не больше одного хвоста. Опоздал я как направляться настроиться на мормышечную ловлю, как пришло время второго пика щучьей активности. Часы показывали 11:00. Я осознавал, что далеко не всегда щука ведет себя строго по расписанию, но сейчас почему-то не сомневался — клевать будет…
Какой рыбак не обожает реки? Но отправиться на ловлю получается не всегда. Может выручить рыбалка видео. Так вы сможете не только взглянуть на более удачливых рыболовов, но и набраться опыта. Для этого необходимо эргономичнее и наблюдать видео. Для настоящего рыбака постоянно найдётся чему поучиться.

Originally posted 2015-04-27 14:45:44.